Символический аллегоризм – восприятие средневековья

Сколь много недоумений в современном мире вызывают порой гравюры, миниатюры, а также книги, написанные языком символизма и аллегорий, сохранившиеся со времен средневековья. Почему же в те времена лев мог символизировать огонь, лисица – ложь, атанор – тело человека и т. д., и для средневекового ума это было уместно и ясно, в то время как современный исследователь мало знакомый с символическим языком едва ли поймет хоть малую часть написанного, открыв, например, алхимический трактат. Чтобы понять это, следует сперва уяснить, что система взглядов, построенная на символико-аллегорическом мышлении, являлась наиболее типичной для восприятия средневекового человека.

Подробнее ...

Зарождение чувственности в образах античности Боттичелли

Эпоха Возрождения, пришедшая к нам через мрак средневековья даровала человечеству огромное культурное наследие. В том числе, наследие в виде живописи. Несомненно, что каждой стране, да и каждому художнику, принадлежавшему к той или иной школе, были свойственны свои методы работы и свои «ключики» к искусству живописи. Но, тем не менее, кое-что оставалось общим и незыблемым, а именно форма подачи искусства, что было непосредственно связанно с изменением картины мира и места в нем человека.

С эпохой Возрождения искусство отделилось от религии, с которой было крепко связанно в период средневековья, и уже начало носить более светский характер. Появляется интерес к личности и индивидуальным чертам человека. И хотя библейские сюжеты не уходят из искусства, но теперь уже их изображение становится неразрывно связанным с задачей освоения мира человеком и воплощением земного идеала. Эпоха Ренессанса начала зарождаться в достаточно ранние века, что уже отчетливо видно в работах Джотто ди Бондоне, но путь ее к апогею лежал через периоды характеризующиеся все новыми и новыми течениями.

Подробнее ...

Эволюция костюма Западной Европы XIII-XV веков

Итак, эта статья посвящается не просто истории костюма как такового рассматриваемого периода, а именно эволюции или точней сказать развитию его в целом. Вообще история развития костюма, при ее более тщательном и детальном рассмотрении, показывает нам интересные взаимодействия, существовавшие как между странами, так и между самими историческими эпохами, перекликание между которыми мы то и дело находим в том или ином веке. Например, каждый из читающих имеет хотя бы некоторое представление о том, как выглядел костюм древнего грека или гречанки, то есть костюм античности, но возможно не каждый знает, что и в начале XIX века ушедшая в века мода, обрела второе дыхание. Конечно, речь идет о модном тогда стиле «ампир», который был ориентирован на образцы античности и античного искусства. И само собой это не единственный достойный пример, прекрасно описывающий все вышесказанное, были и другие. Однако тема нашей статьи лежит несколько в стороне от этого вопроса, посему не будем углубляться в его дебри.

Подробнее ...

Костюм представителей религиозных орденов

На протяжении Средних веков и эпохи Ренессанса европейский костюм претерпел множество изменений, особенно начиная с XV века, когда появляется мода. Однако были и есть виды костюма, которые по сравнению с остальными претерпели лишь относительно небольшое изменение. Прежде всего это относится к костюму монахов.
С уверенностью можно сказать, что история костюма монахов религиозных орденов, как и одеяния клира в целом, начиналась одинаково — с одежды обычного горажанина. В раннем средневековье одежда как мужчин, так и женщин была схожа по крою и выглядела весьма схоже. Обратимся, например, к одежде горожанина XIII века. На приведенной внизу иллюстрации мы видим две туники — мужскую и женскую.

Подробнее ...