Костюм представителей религиозных орденов Избранное

На протяжении Средних веков и эпохи Ренессанса европейский костюм претерпел множество изменений, особенно начиная с XV века, когда появляется мода. Однако были и есть виды костюма, которые по сравнению с остальными претерпели лишь относительно небольшое изменение. Прежде всего это относится к костюму монахов.
С уверенностью можно сказать, что история костюма монахов религиозных орденов, как и одеяния клира в целом, начиналась одинаково — с одежды обычного горажанина. В раннем средневековье одежда как мужчин, так и женщин была схожа по крою и выглядела весьма схоже. Обратимся, например, к одежде горожанина XIII века. На приведенной внизу иллюстрации мы видим две туники — мужскую и женскую.


Мужская и женская туники XIII века

В общем, как можно заметить, в этом веке преобладает крой с простыми геометрическими линиями. Не вдаваясь в подробности костюма горожанина, так как это является отдельной большой темой, можно отметить, что разница заключалась, в основном, в длине туники и крое рукава. Позднее постепенно мужской и женский костюмы будут приобретать все больше отличительных черт, что вполне отчетливо видно уже на некоторых гравюрах середины и конца XIV века.

В средние века люди очень четко придерживались определенных правил в одежде. В отношении этого вопроса существовала явная регламентация, которую нормальному человеку следовало соблюдать. Вообще, не соблюдение правил в том или ином вопросе встречалось крайне неблагожелательно. Монахи также не были исключением, и регламентацию их костюма можно найти, например, в следующем отрывке из Элио: «Монахам выдаются… две нижние рубашки из белой ткани, туника из серого буре, такого же цвета пелерина с прикрепляющимся к ней капюшоном и манто». Цвет одежды варьировался в зависимости от ордена, но так как монахи использовали натуральные ткани, цветовая гамма ограничивалась несколькими цветами. Изначально цвет монашеской одежды был коричневым, позднее его сменил черный, который нес в себе также и символический смысл. Черный цвет становился все более предпочтительным, хотя в некоторых странах монахи продолжали носить одежу коричневых цветов, но это скорее было связанно с дефицитом ткани и общей бедностью монашеских орденов. Также широко использовались белые и серый цвета. Вариативность цвета стала возможной лишь после некоторого ослабления строгости монашеских уставов, так как некрашеная шерсть была одним из пунктов, относящихся к монашескому обету бедности. Кроме того, окраска ткани связывалось со своего рода обманом, введением в заблуждение. Тем не менее, в некоторых монастырях, как,например, в Сен-Васт в Аррасе, одежды разных цветов означали различия в статусе — аббат, диакон, священник, монах или новиция.

Что касается обуви, то монахи некоторых орденов ходили босыми, хотя в комплект носимых ими вещей могли входить сандалии, другие же не пренебрегали этим одним из немногих удобств. Зимой монахи часто носили так называемые patina, представляющие собой обувь на деревянной подошве утыканную гвоздями, хотя, например, устав 1259 года запрещал каноникам Ахена заходить в такой обуви в церковь «во избежание стука» подошв. Монахам предписывалось ходить только в черной обуви, тогда как горожане могли даже носить туфли разного цвета, подбирая к ним шоссы из двух разноцветных половинок. У монахов же шоссы делались из грубой шерсти, белой или серой. В холодное время года носили длинные шоссы, которые подвязывались к поясу, в то время как летом использовались более короткие, закрепляющиеся подвязками под коленями. Также монахи не могли носить слишком узкую обувь, так как, по словам одного из авторов той эпохи, «ноги в узких ботинках есть признак греховности, от коей проистекают низменные поступки». В XVI веке был проведен ряд реформ с целью придать уставам большую строгость. Одним из признаков чего стало появление «босоногих» монахов.

Если говорить о нижним белье, то его наличие или отсутствие зависело от ордена. В некоторых нижнюю одежду из грубой шерсти или власяницу из конского волоса или из поросячьей щетины одевали прямо на голое тело. В других же носили шерстяную сорочку, шершавую и колючую на ощупь. Многие сборники обычаев запрещали носить какую бы то ни было рубашку вообще — будь то из шерсти или из полотна. Подчеркивая аскетизм некоторых уэльских монахов, говорили, что они отказывают себе в мясе, женщинах, лошади и… нательном белье. Отказ носить сорочку рассматривался как акт умерщвления плоти. Но несмотря на это со временем правила стали мягче, и в обиход вошли льняные рубахи.

Теперь же перейдем к рассмотрению одеяний монахов разных орденов. Мы рассмотрим костюмы монахов лишь самых известных орденов того времени — доминиканцев, францисканцев, кармелитов и бенедиктинцев, хотя, конечно, существовало и множество других орденов не менее заметных и значительных по своей роли.

Доминиканцы

Орден св. Доминика возник в эпоху борьбы с катарской ересью в Лангедоке, когда в Тулузе вокруг Доминика, человека фанатичного и рьяного собралась первая община. В сфере деятельности монахов этого ордена лежали проповедь Евангелия, миссионерская деятельность, а также борьба с ересями и инквизиция. Одежда доминиканцев была сделана из белой шерсти. Поверх туники и под накидкой одевался белый шерстяной скапуляр, который был короче туники. Кроме того, костюм включал в себя черный шаперон, черную накидку и кожаный пояс. Именно в таком одеянии Доминик представлен на большинстве средневековых изображений.


Св. Доминик


Св. Доминик

Следует сразу отметить и существовавшие в то время женские религиозные ордена, которые, как правило, брали свои истоки из мужских. Орден доминиканцев не являлся исключением. Доминик, заручившись поддержкой сначала обращенных женщин, а впоследствии и епископа Тулузского, передавшего церковь Санта-Мария в Пруйле вместе с участком земли «для уже обращенных женщин и тех, которые еще будут спасены проповедниками, борющимися против ереси», основал женский монастырь, который послужил прообразом общины братьев-проповедников.
Одежды сестер монашеских орденов были довольно схожи с облачением братьев,отличаясь наличием покрывала вместо капюшона и горжетом. Горжет, как правило, делался из белой ткани и одевался вниз, а верхом служила вуаль или лучше сказать покрывало, цвет которого варьировался в зависимости от ордена.

Францисканцы

Другой рьяный последователь католической веры — Франциск Ассизский, был своего рода противоположностью Доминику, в отличие от которого Франциск сражался с грехом не вокруг, а внутри себя. Орден был основан в 1208 году близ Сполето. В некотором смысле Франциск был человеком изменившим устоявшиеся стереотипы монашеской жизни. Он углубил идею бедности и из отрицательного признака отречения от мира возвел её в положительный жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру Христа. Обычное облачение монаха-францисканца состояло из шаперона, манто из грубого сукна, а также пояса из веревки с тремя узлами. Изначально одежда францисканца кроилась в форме креста. На изображениях святого Франциска мы видим обычную одежду францисканцев — робу и веревочный пояс.


Св. Франциск Ассизский (сзади св. Доминик)


Св. Франциск проповедует птицам

Цвет одежды францисканцев в более поздние времена стал серым, но изначально он был коричневатым. Одна из важных деталей воспроизведения одежды францисканца — весьма бедный внешний вид. Материал желательно брать грубый, напоминающий мешковину, роба должна быть потертой, чтобы передать связь с одним из ключевых образов францисканской традиции — Мадонной Бедностью.

Кармелиты

Орден кармелитов был основан в XI веке в Палестине монахами, прибывшими в Святую Землю из Западной Европы и поселившимися у источника св. Илии на горе Кармель. изначально кармелиты следовали канонам восточного монашества, особенно аскетического подвижничества, которые со временем были изменены и преобразованы. Члены этого ордена занимались миссионерством, образованием и благотворительностью. Часто их называли «босые» или «босоногие», но только тех из них, кто вернулся к изначальному более суровому уставу, измененному после их прихода в Европу. Обычно их одеяние состояло из коричневой рубахи, на которую сверху одевалась белая накидка, откуда и произошла традиция именования их «белыми братьями».


Св. Хуан делла Круз в одежде монаха-кармелита


Св. Тереза Авильская в одежде монахини-кармелитки

Особенное значение имел скапулярий, называемый также одеждой Марии. Объединявшиеся в духовно связанные с кармелитским орденом братства миряне также носили кармелитский скапулярий. Среди кармилитов разных местностей существовали отличия в одежде. Например, кармелиты конгрегации Мантуи отличались от прочих белой шапочкой, под которую надевался куафиз черного холста, из которого также были сделаны окантовка по краю и подкладка.

Бенедиктинцы

Бенедиктинцами назывались монахи, принимавшие монастырский устав Бенедикта Нурсийского — католического святого VI века. Изначально такие монастыри не были объединены в некую центрадизованную сеть, орденская организация появилась позднее. Главный упор в деятельности бенедиктинцев делается на молитвы, интеллектуальные занятия, религиозное искусство, а также миссионерскую работу. Знаменитый девиз бенедиктинцев «Ora et labora» достаточно точно отражал сущность их ордена. Бенедиктинцы носили обычную для монахов одежду, выделяясь черным цветом, отчего и получили прозвище «черные братья».


Св. Бенедикт Нурсийский


Монахи-бенедиктинцы

Однако, не вся монашеская одежда выглядела подобным образом. Костюмы представителей так называемых «воинствующих» орденов имели значительное отличие, что было оправданно их функциями в средневековом мире. Наиболее выдающимися и известными из них без сомнения являются орден тамплиеров, орден тевтонов, орден госпитальеров, а также ливонский орден или орден меченосцев.

Духовно-рыцарские ордена

Имя «госпитальеров» носили члены двух католических духовно-рыцарских орденов — иоаннитов и лазаритов, называвшиеся так в честь госпиталей св. Иоанна и св. Лазаря. Безусловно, госпитальеры-иоанниты гораздо более известны, особенно под своими более поздними наименованиями — родосские и мальтийские рыцари. Этот орден появился в 1070 году в Палестине и получил название в честь иерусалимского госпиталя святого Иоанна. В первое время он мало чем отличался от обычного монашеского ордена, существуя в виде религиозно-благотворительного общества, созданного для помощи бедным и больным пилигримам. Члены ордена давали обычные монашеские обеты, носили темные одежды из грубой верблюжьей шерсти, питались только хлебом и водой, а главной своей целью провозглашали милосердие к страждущим. Но уже в первой половине XII века братство взяло на себя и военные задачи по обороне христианских паломников и христианских владений от «неверных». Таким образом орден преобразовался в духовно-рыцарский.

Костюм брата-госпитальера включал в себя чепец и одевавшуюся поверх него шапочку, которую нельзя было снять без веской причины. Обычно это была небольшая черная шапочка, называемая biretta, хотя иногда допускался и головной убор oreillet, который закрывал уши. Сама одежда состояла из черной поддевы, поверх которой одевался плащ. в 1248 г. папа Иннокентий IV разрешил братьям «одевать широкие сюрко, неся знак Креста на груди», но делать это можно было только в «опасных местах». В конце XIII и в начале XIV века монашеский плащ покрывал все тело и застегивался спереди на пуговицы, на плащ нашивался восьмиконечный крест на левой стороне груди.


Магистр и рыцари ордена госпитальеров-иоаннитов

Использование в одежде ярких тканей, бархата и кож диких животных было строго запрещено. Набор вещей госпитальера-иоаннита состоял из нижних рубах, трех брэ, одной котты или туники, одной рясы, гарнаша, двух плащей, один из которых был подбит мехом (овцы), пары льняных шосс и пары шерстяных, трех простыней и сумы. Кроме того, за счет ордена каждому брату выдавалось теплое платье, а также и более легкое (т. н. «платье скудности»). Что касается обуви, то допустимой являлась обычная обувь типа пулен, в то время как сандали и паттэны не разришались. Всвязи с немалой стоимостью всего вышеперечисленного многие братья снабжались определенным количеством денег на покупку одежды за счет ордена, который представлял собой не малую материальную и военную силу.
В военных походах госпитальер XII–XIII веков одевал кольчугу, а поверх нее — тунику или сюрко красного цвета с белым простым крестом впереди. Позднее к кольчуге добавился пластинчатый доспех, а уже в XIV веке доспехи полностью вытеснели кольчугу. Папа Александ IV говорил: «В войну же и в битву должны они одевать сюрко красного цвета с нашитым белым крестом в точности как на вашем штандарте».


Госпитальер в походной одежде

На рисунке представлена святая Убальдеска — покровительница монахинь этого ордена. Она одета в красную робу с длинными рукавами и простым белым крестом на груди. Поверх робы одевалась черная мантия с восьмиконечным крестом. Также мы видим белый горжет и черное покрывало для головы.


Св. Убальдеска в одежде монахини-иоаннитки

Несколько позже красный цвет робы сменится черным в знак траура, по утрате острова Родоса.
Что же касается госпитальеров-лазаритов, то их знаком был зеленый крест на белом.

Другим известным и пожалуй самым легендарным духовно-рыцарским орденом являлся орден тамплиеров. Он был образован после Первого Крестового похода, когда между Готфридом Сент-Омерским и Гуго Де Пайеном с семью другими рыцарями-крестоносцами был заключен договор об охране путей в Палестину. На соборе в Труа в 1127 году орден был утвержден папой Гонорием III. Круг деятельности ордена был расширен обетом охранять веру и Святой Гроб. Характерным одеянием тамплиеров являлись белые льняные или шерстяные плащи с красным восьмиконечным крестом, символизирующий восемь блаженств Христовых, которые ожидают соблюдающего клятвы рыцаря в загробном мире, и длинный холщовый пояс, символизировавший обет целомудрия.


Рыцари-тамплиеры


Сожжение тамплиеров

Вообще, в военных орденах важным являлось и то, какое звание носил член ордена, так как на этом основании в той или иной степени могли варьироваться детали одежды. Например, в основанном в конце XII века Тевтонском ордене существовали следующие ранги: Meister, Gross Meister, Kommandeur и еще множество других, все они имели свои отличительные особенности. К примеру, у Gross Meister по центру черного орденского креста нашивался желтый крест, а наружний окружался желтой каймой. В центре креста располагался желтый щиток с черным орлом. На одежде же обычного брата-рыцаря нашивался простой черный крест на груди и на плаще.


Магист Тевтонского ордена Герман из Сальца

В 1237 году Тевтонский орден присоединил к себе разгромленный Орден братьев меча, который стал его Лифляндским отделением. Орден братьев меча или попросту орден меченосцев был основан в Риге в 1202 году и закреплен папской буллой в 1204. В отличие от других духовно-рыцарских орденов, которые были самостоятельными, этот орден сохранял зависимость от местного епископа. Орден руководствовался законами ордена тамплиеров. Все имущество монашествующего рыцаря ограничивалось следующим уставным перечнем: пара котт, пара брэ, две пары обуви, один плащ, одна простыня, один спальный мешок, молитвенник и нож. Им также разрешалось иметь бороду, но волосы следовало стричь. Братьям-рыцарям не разрешалось носить фамильный герб, его заменяли общий для всех красный крест и меч, нашиваемые на плащ.


Рыцарь Ордена меченосцев

После слияния тевтонцев и меченосцев, последние сменили свой цвет на черный цвет тевнонского креста.

Комментарии  

0 #4 Елена Довгаль 18.09.2008 21:33
Очень приятно, что Вам понравился материал. Заходите к нам еще :-)
Цитировать
0 #3 Лилия 17.09.2008 17:54
Спасибо Вам огромное за познавательную статью. Так коротко и так просто написано. Пишите больше. Я больше историей и культурой Португалии интересуюсь. Вот и узнала про монашеские ордена. Спасибо еще раз.
Цитировать
0 #2 Елена Довгаль 31.08.2008 19:36
Спасибо, рада что понравилось :-)
Цитировать
0 #1 Артем 27.08.2008 04:05
Очень полезная статья, почитал, понравилось.
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить