Зарождение чувственности в образах античности Боттичелли Избранное

Эпоха Возрождения, пришедшая к нам через мрак средневековья даровала человечеству огромное культурное наследие. В том числе, наследие в виде живописи. Несомненно, что каждой стране, да и каждому художнику, принадлежавшему к той или иной школе, были свойственны свои методы работы и свои «ключики» к искусству живописи. Но, тем не менее, кое-что оставалось общим и незыблемым, а именно форма подачи искусства, что было непосредственно связанно с изменением картины мира и места в нем человека.

С эпохой Возрождения искусство отделилось от религии, с которой было крепко связанно в период средневековья, и уже начало носить более светский характер. Появляется интерес к личности и индивидуальным чертам человека. И хотя библейские сюжеты не уходят из искусства, но теперь уже их изображение становится неразрывно связанным с задачей освоения мира человеком и воплощением земного идеала. Эпоха Ренессанса начала зарождаться в достаточно ранние века, что уже отчетливо видно в работах Джотто ди Бондоне, но путь ее к апогею лежал через периоды характеризующиеся все новыми и новыми течениями.

Период Раннего Возрождения условно длившийся с 1420 по 1500 года истинно являются колыбелью величайших живописцев, в том числе выдающегося Сандро Боттичелли, создавшего ряд уникальных картин эпохи Возрождения. Алессандро ди Мариано Филипепи, принадлежавший к флорентийской школе живописцев, бывшей тогда ведущей из итальянских художественных школ, родился 1 марта 1445 года в семье кожевника Мариано Ванни Филипепи. В 1464 году отец Алессандро, увидев его склонность к живописи, отдал мальчика в мастерскую к известному тогда в городе художнику — Фра Филиппе Липпи, благодаря которому юный Алессандро освоил технику фресковой живописи. Проучившись в ней до 1467 года, он поступает в самую знаменитую во Флоренции художественную мастерскую Андреа Верроккьо. И примерно с 1470 года Алессандро становится самостоятельным художником и вскоре после смерти своего отца открывает собственную мастерскую.

Одна из ранних работ Алесандро, а именно «Аллегория силы», написанная тогда для торгового суда, принесла молодому Боттичелле (как станут называть его в последствие) известность по всему городу.


Сандро Боттиччелли «Аллегория силы»

Эта картина, как и многие другие ранние его работы характеризовалась ясным построением пространства, четкой светотеневой техникой, интересом к бытовым деталям. На ранних картинах еще видны черты живописи его учителя Липпи, а именно бледная палитра. В 1469 году Боттичелли был представлен видному государственному деятелю Флорентийской республики Томазо Содерине, который свел художника с семьей Медичи. Именно для них он выполнял впоследствии самые крупные заказы. В том же году власть во Флоренции перешла к внуку Комизо – Лоренцо Медичи, известному также как «Великолепный». Сам Лоренцо был утонченным эстетом и любителем живописи и искусств, со временем он стал не только заказчиком картин молодого Алессандро, но и его покровителем. С этого времени основные заказы для Боттичелли шли из Флоренции. Именно после сближения художника с двором Флоренции Медичи и кругом флорентийских гуманистов в его работах начинают появляться новые черты. Картиной, стоящей на этом рубеже периодов, можно пожалуй назвать произведение «Весна», написанное около 1477–1478 годов для виллы в Костелло, принадлежавшей двоюродным братьям Лоренцо.


Сандро Боттичелли «Весна»

С этого периода в творчестве Алессандро проявляются черты утонченности и эстетичности. «Весна» — это одна из ранних работ Боттичелли, выполненная в античном стиле в виде аллегории. На картине представлены мифологические персонажи, возрождающейся тогда античности. В этой удивительной картине образы сотканы из взаимосвязей и бесчисленных намеков и соотношений. В центре полотна мы видим изображенную Венеру, над головой которой парит ее вечный спутник Амур. Справа от центра изображена богиня Флора. А также Бог ветра Зефир преследующий нимфу Хлою. С левой стороны мы видим трех танцующих граций, и бога Меркурия, разгоняющего тучи. Как можно заметить, вся картина выполнена из сочетаний легких и трепетных линий тел, детализирования ландшафта и его одушевления. Картина наполнена эмоциональной составляющей и выражает переживание каждого персонажа в отдельности. И для Боттичелли, как для представителя раннего Ренессанса, наполнение картин подобной чувственностью античности было большим и серьезным шагом в истории всей живописи. Ведь многие художники, особенно до 1500 года не решались отойти от классических догм в искусстве живописи. И дерзали вносить лишь элементы или намеки на новые веяния античности и антропоцентризма. Считается, что изначально тема для написания этой картины была почерпнута из поэмы Полициано «Турнир» в которой прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Однако за время, прошедшее от начала работы до ее завершения, Симонетта скоропостижно скончалась, а сам Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит. Что не могло не отразиться на настроении картины.

Несколько позже Лоренцо Великолепный делает заказ Боттичелли на цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтеры. Так создается знаменитая картина «Рождение Венеры».


Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

На картине все те же персонажи, приветствующие богиню, прибывшую к берегу. Как пишет Шесталь: «Эта картина связана с классической поэзией. Но наряду с реминисценциями римской культуры в замысле боттичеллевских композиций должны были отразиться идеи Фичино, нашедшие свое поэтическое воплощение у Полициано. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной…» Он же изумительно и проникновенно описывает ее образ: «…и в изгибе ее юного тела, и в крученых прядях ее золотистых волос, так красиво рвущихся по ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы и в фигурах, которые ее обрамляют…» Именно эта Венера станет со временем эталоном красоты и воплощением чувственности. Кстати, говоря в поэме Полициано «Стансы о турнире» мы находим строки описывающие происходящее:

«Девушка божественной красоты
Колышется, стоя на раковине,
Влекомой к берегу сладострастными Зефирами.
И Небеса любуются этим [зрелищем]»

Считается, что эта картина отражает акт воплощения Humanitas Природой. И дух, соединяясь с материей (с землей), вдыхает в него жизнь. Картина отображает зарождение красоты и прекрасного, согласно представлению неоплатоников.

Примерно в тоже время, а именно после завершения работы над «Рождением Венеры», Боттичелли начинает писать картину «Кентавр и Паллада», которая будет оконченная 1488 году.

Эта картина, как и многие другие работы, застрагивающие античность, была написана по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо. Существует множество трактовок по поводу написания этого произведения.


Сандро Боттичелли «Кентавр и Паллада»

В частности, некоторые видят в ней политическую аллегорию. Однако, если учесть что в XV веке аллегории на политические темы не были востребованы, то есть повод усомниться в подобной трактовке. В одном источнике мы находим, что в основе картины лежит идея Фичино о двойственности природы человека, соединяющего в себе животное начало, связанное с жизнью тела, и сферу духа и разума, устремленного ввысь к достижению небесной мудрости. На картине мы видем изображенного кентавра, символюзирующего двойственную природу человека, а также богиню. Стоит отметить, что образ богини отличается от привычного нам воинственного образа Афины Паллады. Здесь мы видим Минерву Пацифику, которую легко узнать по копью и ветке оливы (хотя на картине по воле художника эта атрибутика претерпела метаморфозы), означающие добродетель. Сама по себе эта картина не получила заслуженной известности средь широких масс в противоположность знаменитому произведению «Венера и Марс».


Сандро Боттичелли «Венера и Марс»

Картина «Венера и Марс» датируется примерно 1483 годом. Сюжет произведения имеет характерную для неоплатоников астрологическую интерпретацию мифов, где планеты выступали в морализирующем аспекте: нежная и слабая Венера властвует над сильным Марсом, смягчая его свирепость. Помимо главных персонажей на картине присутствуют четыре Сатира, которые по неким предложениям связаны с текстом греческого писателя II века Лукиана. Считается что отрывок, на который опирается Боттичелли, описывает свадьбу Александра Македонского и Роксаны: «По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна… один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью, и сидит, точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним». Но тем не менее, есть также предположение, что эта картина, так же как и «Весна», запечатлела Джулиано де Медичи и его возлюбленную Симонетту. Джулианно, или как его называли Принц Юности, покорял всех своим нравом и осанкой, блистая на рыцарских турнирах. Симонетта – возлюбленная Джулиано была кроткой вдохновительницей Боттичелли, выступая прообразом для многих картин художника.

Боттичелли был художником умеющим преображать мир в поэтическо-вдохновленных образах, и именно благодаря ему возникает особенная, новая форма восприятия красоты. Несмотря на чувственность и эротизм, его восприятие зиждется на утонченно-холодной, почти хрупкой, но полной духовности красоте. Этот новый идеал красоты находил отражение в концепциях неоплатонизма. Образы его картин очень легки и невесомы, но в то же время очень глубоки и проникновенны. Боттичелли был первым из художников XV века открывшим прелесть обнаженного женского тела в античных образах.

Комментарии  

0 #5 Мила 11.01.2014 01:15
Получила истинное удовольствие ! Замечательная статья о столь известном художнике . Сочетание текста о Боттичелли, его картинах, их содержании все на пять. Его картины несут красоту,изящество , неповторимый колорит. Елена , удачи в Вашем творчестве!
Цитировать
0 #4 Мила 11.01.2014 01:02
Мне очень понравилась статья о столь знаменитом художнике и само оформление . Сочетание рассказа о художнике, его картинах и сами картины. Эти картины очаровывают изяществом, красотой персонажей , отображают дух эпохи .Замечательно! Елена, удачи в Вашем творчестве
Цитировать
0 #3 КСЮ 11.05.2009 22:59
Огромное спасибо автору...
Цитировать
0 #2 Елена Довгаль 03.12.2008 23:24
Полностью с Вами согласна! :-)
Цитировать
0 #1 Simpl_blonde 03.12.2008 18:12
Мне понравилось, Боттичелли по моему мнению достоин уважения не только его современников но и нашего поколения
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить