Словарь архаичных слов и терминов

Поиск терминов в глоссарии (разрешены регулярные выражения)
Термин Определение
Авлос
От греч. αυλóς - древний духовой инструмент с двойной тростью. Был распространен в  Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Авлосы использовались в античной трагедии, при жертвоприношениях и  в военной музыке.
Аграф
От фр. agrafe (застёжка, крючок) - нарядная пряжка или застежка. Изначально использовалась для скрепления частей одежды.
Акколада
От фр. accolade (объятие, поцелуй). В средневековье один из обрядов, совершавшихся при принятии в сословие рыцарей. Этот обряд заключался в том, что глава ордена целовал вновьпришедшешго в левую щёку в знак дружбы и братства, а затем посвящал его при помощи обнажённого меча.
Алебарда
От нем. Helmbarte  (бук. топор с крюком), заимств. из итал. alabarda.  Холодное оружие древкового типа, боевая часть которого состояла из комбинации топора, копья и абордажного крюка. Использовалось как тяжелое колюще-рубящее оружие европейской пехотой в XIV-XVI вв. А. впервые упомянута в 1287 г. С этого времени распространена в Швейцарии, Южной Германии, Италии, позднее по всей Европе. А. применяли для борьбы с конными рыцарями в доспехах. С помощью крюка их стаскивали с коней. В XVII веке применялись алебарды меньшего веса.
Альба
От латинского alba tunica. Часть одеяния католического священника или министранта. Изготавлевается из белой ткани, у высшего духовенства - из прозрачной, украшенной кружевами белой ткани и висит в складках вниз до самых ног. Поверх нее одевается остальное облачение. Но чаще изготавливалась из льна длинной до щиколоток с узкими рукавами, и подхваченная на боках поясом-цингулумом. Альбой также называлась в древнехристианской церкви одежда новокрещеных, в которой они должны были ходить в продолжение восьми дней. И  снимались в следующее за днем Пасхи воскресенье, которое поэтому и называлось "Dominica in albis".
Альков
Фр. alcôve и араб. al-quobbah (сводчатое помещение, шатер). Просторная ниша в комнате, отгороженная занавесом, аркой или колоннами. Первоначально обозначало любое спальное помещение или отделенную занавесью кровать.
Альманах
От араб. al-manakh (календарь, ежегодник). В средние века календарь с разного рода сведениями и астрологическими предсказаниями. В альманахах можно было найти перечни церковных праздников, дни святых, сведения об астрономических явлениях, предсказания погоды и сезонные советы по земледелию. Позднее в альманахах появляются также сведения по геральдике и истории, а затем и литературные произведения.
Амбразура
От фр. embrasure (амбразура, топочное отверстие). Открытое (в крепостных или других оборонительных сооружениях) или снабжённое заслонкой (в башнях боевых маших) отверстие для ведения стрельбы. В средневековых замках через амбразуры вели огонь из орудий (для стрельбы из лука использовались бойницы). Амбразура расширяется внутрь, что обеспечивает широкий угол огня и улучшает защиту.
Анфилада
От фр. enfilade  (ряд, анфилада), от enfiler  (нанизывать). Ряд примыкающих друг к другу помещений, проходных комнат или залов.
Аркебуза
От фр. arquebuse. Фитильное дульнозарядное ружьё, один из первоначальных образцов ручного огнестрельного оружия, появившийся в первой трети XV века. Заряжалась с дула каменными, а затем свинцовыми пулями. Пороховой заряд поджигался от руки через затравочное отверстие в стволе. Со временем аркебуза была полностью вытесненна мушкетом.
Артур-а-баньер
Готический женский головной убор. Выглядел как цилиндр с ниспадающей с обеих сторон вуалью.
Аттифе
Каркас головного убора в виде сердца. Мог изготавливаться из бархата на который сверху одевалась вуаль.
Ба-де-шосс
Иначе говоря, шоссы. Вошли о обиход как в мужском костюме так и в женском. В мужском - в виде чулок-штанов, которые плотно облигали ноги и закреплялись на поясе. Штанины иногда изготавливались из разных по цвету тканей. Сшиваться шоссы начали гораздо позже. Женские шоссы были короче мужских и закреплялись круглой подвязкой у колена. Шоссы шили точно по ноге из пластичной ткани или сукна любого цвета. Известен шерстяной материал, который в XIII-XIV веках предназначался только для изготовления чулок и который отличался рельефной поверхностью. Известны шоссы с твердой кожаной стелькой, пришитой изнутри. К таким чулкам не надевали обувь, а при необходимости выходить на улицу, привязывали деревянные сандалии на платформе, именуемые patins.
Базилика
От гр. βασιλικη (царский дом). Прямоугольное в плане, как правило, вытянутое здание, разделённое продольными рядами опор (колонн, столбов) на несколько проходов - нефов. Средний неф освещается через окна, расположенные над крышами более низких боковых нефов, и завершается апсидой (алтарным выступом). В римских городах базилики служили залами суда или торговли. Затем базилика стала основным типом христианского храма.
Балдахин
От ит. baldacchino, от Baldacco - название Багдада, откуда привозилась золотошёлковая парча. Вначале этим словом называлась дорогая шелковая ткань из Багдада. Позже название перешло на пышный полог из этой ткани над троном, алтарем, епископским креслом или используемый во время торжественных процессий. Он мог быть фиксированным или переносным, использывавшимся в том числе и при шествиях. Это слово также использовалось и в архитектуре для обозначения навеса из камня, дерева или металла на колоннах или столбах.
Бальцо
Женский головной убор, распространившийся в Италии в начале XVI в., изначально в Венеции. Предшественницей бальцо являлась плетёная  узорная сетка ретичелла - reticella. Бальцо имеет вид схожий с тюрбаном. Каркас ее делался из металла или кожи, после чего она обтягивалась пестрой материей, чаще всего шелковой.
Бандура
Украинский многострунный щипковый инструмент. Игрой на бандуре сопровождали свое пение  бандуристы или кобзари. В XVI-XVII вв. На Украине была широко распространена также любительская игра на бандуре, сохранившаяся и позднее. В XVIII веке игра на бандуре была в моде при петербургском дворе и в домах вельмож, куда выписывались искусные бандуристы с Украины.
Банды
Приспущенные дугообразные пряди волос.
Барбетт
Женский головной убор XIII-XIV вв. из белого полотна, покрывающий часть груди, шею, уши, подбородок и окружающий лицо белизной. Позже перешел в монашеское одеяние.
Барет, баррет
Головной убор священнослужителей эпохи средневековья в виде небольшой четырехугольной или треугольной (первоначально круглой) шапочки, красной - у кардиналов, черной - у духовных лиц низшего ранга церковной иерархии. В светской мужской моде появились в XVI в. вначале в виде маленькой четырехугольной шапочки, затем к ней добавились поля (маленькие, отогнутые книзу) и барет стал расти вверх. Самый распространенный вариант барета - большой круг ткани, присборанный по краю и нашитый на жесткий бортик, соединенный с небольшими полями (их можно было поднимать и опускать). Поля украшались драгоценными пряжками, шнурами из жемчуга, страусовым пером.
Барретина
Традиционный мужской головной убор у каталонцев - красная или фиолетовая шапочка в виде колпака с широким концом, откидывающимся вперед или вбок.
Бархотка
Бархатная ленточка черного цвета, которую женщины носили на шее, чтобы оттенять ее белизну. Вошла в моду в первой половине XVIII в. во Франции.
Баска
Полоска ткани, пришитая по линии талии. Использовалась как в мужском, так и в женском костюме.
Басквине, баскинья
Испанская клещевая юбка, как правило нижняя, появившаяся в испанской моде в XVI-ом веке, на каркасе из обручей, спереди распахнутая. Также могла одеваться сверху на платье.
Баскин
Жесткий лиф, появившийся во Франции XVI века, стягивающий тело до талии, и образовывавший вместе с  вертюгалем каркас женского платья, чтобы создать пирамидальную форму одежды. В более позние века, а имеено, в 60-ых годах XIX-го века, баскином стала называться верхняя одежда с узким, плотно облегающим фигуру лифом, широкой баской и расширенными книзу рукавами с боковым разрезом.
Басма
Распространенная в XIII-XVII веках техника получения рельефного рисунка на металле, путём выдавливания. Тонкий лист золота или серебра, наложенный на матрицу, покрывался свинцовой подушкой, по которой били деревянным молотком, вгоняя лист металла в мельчайшие углубления орнамента. Басма использовалась для изготовления окладов икон и церковных книг, деталей иконостасов, Царских врат, киотов, крестов.
Бастарда
От итал. bastarda (ж. р. от bastardo - гибрид). Виола-бастарда - старинный  смычковый инструмент теноровой разновидности появившийся в XVI-XVII веках.
Батват
Небольшая шапочка на подкладке, которую в средние века рыцари надевали под шлем для уменьшения его давления.
Баттута
Специальная палка-трость, служившая в XV-XVIII вв. для отбивания такта при ансамблевой игре или хоровом исполнении. Изготавливалась обычно из дерева.
Баута
От ит. bautta (маска, домино). Традиционная венецианская маска белого цвета, прикрывающая, в основном, верхнюю часть лица, иногда с длинным носом или резким треугольным профилем. К нижней части бауты прикреплён кусок чёрного шёлка, закрывающий шею. Маска дополнялась широким чёрным плащом и чёрной треугольной шляпой. Бауту носили как мужчины, так и женщины. Настоящая маска делалась не из папье-маше, а из кожи. Баута - это маска смерти со средневековых миниатюр. Считалось, что носящего такую маску смерть не узнает и пройдёт стороной.
Башмаки с пряжкой
Обувь XVIII столетия, снабженная черным каблуком и, в соответствии со средствами владельца, серебряной или золотой пряжкой, а порой и украшенная драгоценными камнями. Такие башмаки надевали кавалеры к белым чулкам и коротким обтягивающим панталонам в торжественных случаях и на выход.
Бегуин
Мужской чепец, появившийся в XIII веке, сшитый обычно из белой ткани. Надевался под верхние головные уборы.
Бельведер
От ит. bel vedere (прекрасный вид). Название некоторых дворцов и дворцово-парковых комплексов, созданных мастерами эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Их примеры можно увидеть  в Риме, Праге и т.д.
Берта, бертэ
Широкая оборка по линии декольте.
Бестиарий
От лат. bestiarium (лат. bestia - зверь). Этим словом назывались, во первых, круг тем, сюжетов и мотивов изобразительного искусства в поздней античности и средневековье, а во-вторых, сборник сведений о жизни, обычаях и нравах животных, содержащий аллегорические истолкования. Большую популярность такие сборники приобрели в Европе в средние века, особенно в XIII в.
Блио
Мужская и женская верхняя одежда рубашечного покроя, которая произошла от туники. Женское блио имело длинный рукав, форма манжета которого варьировалась, но при этом оставалась весьма широкой. Длинна блио была, как правило, стандартная для того периода. Мужское блио было узким, без рукавов или с короткими рукавами.
Блюхеры
Обувь XIX века. Это высокие мужские ботинки на шнуровке, с отворотом на передке.
Ботин
Обувь XVIII века, представлявшая собой охотничьи мягкие сапоги высотой до середины икры.
Ботт
Обувь горожан  в XII веке. Представляли собой сапожки с короткими голенищами, позднее они стали закрывать ногу до колен.
Брэ
Предмет нижнего белья в средневековье.
Бубен
Ударный музыкальный инструмент. В Западной Европе в средние века бубен был распространен у бродячих музыкантов.
Будуар
От фр. boudoir (от bouder - дуться, сердиться). Первоначально будуар - комната, где можно было побыть в одиночестве. В последующем этим словом называлась комната для неофициальных приемов, а также предметы интерьера такой комнаты.
Букцина
Лат. buccina. Древний духовой музыкальный инструмент. Род изогнутого рога. Этот инструмент входил в состав военного оркестра в Древнем Риме.
Бут
В XVI в. в Англии короткие шелковые чулки, украшенные вышивкой. Их длинна, как правило, была до колен.
Вакеро
Закрытый лиф женского платья на жестком каркасе со сложными рукавами или без них, появившийся в XVI веке в Испании.
Валторна
От нем. Waldhorn (букв. лесной рог). Духовой мундштучный инструмент. Валторна произошла от охотничьего рога. Впервые была применена в оркестре Люлли в 1664 году.
Вамс
Также носил названия пурпуан, джеркинджуббоне, или хубон. Первоначально обозначал облегающую куртку на ватной подкладке, которая надевалась под рыцарские доспехи и являлась частью воинского облачения. С XV по XVII века так называлась одежда, которая надевалась под верхнюю накидку. Став при этом уже элементом светской одежды, он закрывал только верхнюю часть тела и всегда делался с рукавами. Вамс всегда прилегающий, иногда с разрезами или сборками. В XVII веке совсем укорачивается, и не доходит даже до пояса.
Ведута
От ит. veduta (вид). Жанр изобразительного искусства эпохи Возрождения, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с изображением городского пейзажа.
Веер
Приспособление для овевания и охлаждения лица. В Европе с конца XVI века стал обычным женским модным аксессуаром. Барокко вводит в моду разрисованные веера с зеркальцем посредине, обрамленные страусовыми или павлиньими перьями. В правление Людовиков XV и XVI во Франции производились великолепные веера из кожи, шелка, пергамента, украшенные слоновой костью, черепахой и перламутром, инкрустированные золотом и серебром. При версальском дворе они играли большую роль и в дворцовом церемониале. Дамы могли их открыть только в присутствии королевы. Со времени рококо веера проникли и в моду горожан.
Венец
В качестве украшения использовался еще со времен античности. Мог быть изготовленным из цветов, металла, дерева, драгоценных камней, жемчуга.
Вентарола
Итальянский веер XVI века. Предмет роскоши, который был принадлежностью туалета невесты.
Вердугос
Воронкообразный каркас для юбки  женского платья периода Ренессанса.
Вердюн
От исп. verdun. Рапира без дужки, широко распространенная в XVIII веке.
Вериги
Первоначально веригами назывались тюремные кандалы, цепи. Позднее - разного вида железные цепи, полосы, кольца, носимые на теле аскетами для умерщвления плоти.
Вертюгаль
Появившаяся в XVI веке в Испании юбка на каркасе из металла или тростника, доходящая до самого пола, так как испанкам, согласно требованию этикета, нельзя было показывать ноги. Такая юбка носила название "хранитель добродетели".
Вершина
Острый выступ на оконечности щита.
Веста
Узкая куртка с узкими длинными рукавами, не сшитыми, а скрепленными по локтевому шву в нескольких местах.
Вестидо
В XVI в. женское платье с очень пышными рукавами, широкой юбкой и коротким тюником, из которого потом образовалась баска.
Весткоут
В XVII в. в Англии суконный кафтан, по покрою сходный с французским жюстокором, но его силуэт значительно проще.
Виадук
От лат. via (дорога) и duco (веду). Мост с арочными пролётами, по которому проходит участок дороги в месте понижения земной поверхности - оврага, ущелья, русла реки.
Визитка
Деталь английского мужского костюма для утренних и дневных приемов, некогда обязательная форма одежды на официальных приемах. Однобортный сюртук с закругленными полами и широкими скругленными фалдами. К нему требовались полосатые серо-черные брюки и цилиндр.
Виконт
Фр. vicomte произошло от лат. vicecomes от vice(m) (вместо, за) и comes (спутник). Высший сановник, позже граф. В средние века виконт являлся наместником во владениях графа. Отдельные виконты впоследствии сделались независимыми.
Вимперг
Высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными пластическими деталями и увенчивался крестоцветом.
Винея
Лат. vinea. Приспособление в древнеримской армии для устройства подступов при осаде укреплений. Представляла собой лёгкое сооружение на катках со стенами и крышей из плетней или досок, покрытых сырыми воловьими шкурами или дёрном для защиты осаждающих от поражения зажигательными и метательными средствами. В боковых стенах винеи устраивались двери и бойницы.
Винт
Приспасобление, с помощью которого соединялись доспехи.
Виньетка
От от фр. vigne (виноград). Украшение в виде рисунка или орнамента в средневековых манускриптах. Мотив прихотливо извивающейся виноградной лозы, затем -  орнамент из вьющихся листьев. Позже - украшение, включающее различные изобразительные и орнаментальные элементы.
Виолы
Семейство смычковых музыкальных инструментов. Виолы появились в XV веке. Тогда же сложились основные виды виол. В XVI-XVIII веках применялись в Западной Европе как сольные и оркестровые инструменты. С XVII века виолы вытесняются музыкальными инструментами скрипичного семейства.
Виттл
Лента, которой римлянки обвивали голову. Поддерживала прическу,а также являлась сословным признаком - особы легкого поведения носить ее не могли.
Виуэла
Исп. vihuela. Испанский щипковый инструмент, разновидность гитары с выпуклым (как у лютни) дном. Расцвет искусства игры на виуэле относится к XVI-XVII векам.
Волынка
Духовой инструмент. Несколько трубок, вмонтированных в мешок из кожи или пузыря, служащий резервуаром для воздуха. Трубки, на которых исполняется мелодия, обычно снабжены тростью и боковыми отверстиями.
Волюты
Декоративные завитки, поддерживающие абаку. Являются главным пластическим мотивом капителей ионического, коринфского и композитного ордеров.
Ворот
Элемент мягкого доспеха в виде стоячего воротника, защищающего шею, а также щеки и затылок.
Воротник "мельничный жернов"
Широкий белый воротник, плотно прилегающий к шее, который берет свое начало в испанской моде XVI века. После 1575 года стал самостоятельной деталью модной одежды и вырос до таких размеров, что около 1586 года и возникает его название "мельничный жернов" (Muhlsteinkragen). Зачастую становится мешенью карикатуристов. Шили его из тонкого полотна, делали складки и крахмалили или иногда даже сажали на проволочный каркас.
Вуаль
Первоначально служила для закутывания всего тела. Представляла собой прозрачную шелковую, хлопчатобумажную или шерстяную ткань, которую носили женщины, чтобы скрыть лицо, а также в качестве украшения. В эпоху римских императоров вуали были популярным украшением. С IV столетия белая вуаль - символ чистоты - является обязательным украшением христианской невесты и, наоборот, черная вуаль у христиан означает траур. В Х и XI веках во Франции и Германии носили платки типа вуали, которые покрывали и плечи. Из них позднее возникли средневековые чепцы. В эпоху позднего средневековья в Европе, придя с Востока, становится украшением на шляпе. При бургундском дворе в XIV и XV веках царил настоящий культ вуалей: женщины носили их прикрепленными на геннин, мужчины - на шляпах. Средневековые вуали душили духами. В XVI веке вуали исчезают вместе с чепцами, только испанки носят черную кружевную мантилью. В одежде барокко и рококо вуали встречаются редко; во времена Французской революции их носили на высоких шляпах. Особенно модны были вуали в конце XIX и начале XX веков вплоть до Первой мировой войны. Они прикреплялись к краям шляпы и закрывали лицо полностью или наполовину.
Гавелок
Длинный мужской плащ без рукавов с пелериной.
Галерея
От франц. galerie, от итал. Galleria. Удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из продольных стен.
Гамаши
Суконные, кожаные или вязаные голенища, покрывающие ноги от ступни до колен и застёгивающиеся по наружной стороне ноги на пуговицы. Впервые появились в европейских странах во второй половине XVI в. Гамаши же в современном понимании появились только в XVII веке во Франции, и оттуда распространились в остальные страны. С появлением галош гамаши утратили свое практическое значение в женской моде. В мужской же иногда появляются короткие полугамаши: летом - из белого полотна, а зимой - из светло-серого сукна.
Гамбизон
Толстая стеганная одежда на вате, надеваемая под кольчугу.
Гаргулья
Фр. gargouille. Возможно, от лат. gargare (полоскать, булькать). В западноевропейской средневековой архитектуре романского и готического периодов - водосток, жёлоб для стока дождевой воды с кровли и верхних галерей храма. Обычно вытёсывались из камня, а их устье (рыльце) делалось в форме распростёртой фигуры человека или фантастического зверя, чудовища, дракона, из открытой пасти которого во время дождя бьёт фонтаном вода.
Гарда
Устройство, являющееся частью эфеса на холодном оружии. Содержит составные части и разделяется на простую и сложную. Необходима для предохранения кисти руки.
Гарнаш
Появившаяся в XII-XIII веке широкая верхняя одежда с капюшоном и с короткими рукавами в виде пелерины с разрезами сбоку.
Гаста
Римское копье.
Гастрафет
Арбалет, тетива которого натягивалась руками, упирая при этом приклад в живот.
Гаун
У мужчин - длинная верхняя одежда без застежки с откидными от локтя рукавами. Делался на меховой подкладке. Иногда  с меховым воротником. У женщин - верхнее орнаментированное платье из тяжелой цветной ткани, юбка спереди расходилась открывая нижнее платье из узорчатой ткани. Появляется в XV-XVI веках в Англии. Являлось выходной одеждой.
Гвизарма
От итал. Guisarme.  Вид алебарды с длинным, узким, слегка изогнутым наконечником, имеющим прямое, заостренное на конце ответвление.
Гекатомба
Жертвоприношение в Древней Греции, состоявшее из ста быков. Позднее этим словом стали называть всякое большое жертвоприношение.
Гелеполь
Осадная башня около 40 метров, имевшая 10 этажей. Она передвигалась на колесах, имела бойницы, резервуары с водой и опускающиеся мосты.
Геликон
От греч. helix (спираль). Изобретеный в России в первой половине XIX века  духовой инструмент, употреблявшийся преимущественно в военных оркестрах.
Геннин
Геннин был введен в 1395 году Изабеллой Баварской при бургундском дворе и носился целое столетие. Представлял собой высокий конусообразный дамский головной убор. Каркас для которого делался высотой в два-три фута из твердой бумаги или накрахмаленного полотна, а затем обтягивался шелком или другими более дорогими материями. С тыльной стороны по геннину спускалась прозрачная вуаль, иногда до пола. Часто вуаль закрывала и лицо. Волосы, которые выбивались из-под геннина, выбривались, оставлялся только маленький треугольник посреди лба. Позднее геннин приобрел форму полумесяца или двухугольную.
Генсле
Польский старинный смычковый инструмент.
Гепьер
Пояс на шнуровке наподобие корсета для стягивания талии.
Герб
Отличительный знак, изображавшийся  на знамёнах, монетах, печатях, значках и т.п. Обычно состоит  из следующих элементов: щит, шлем, намёт, корона, нашлемник, щитодержатели (фигуры людей, аллегорических персон или "геральдических зверей", стоящих на задних лапах), мантия и девиз.
Герольд
Вестник или глашатай при дворах феодальныхправителей, королей. Герольды оповещали горожан о предстоящихзначительных событиях. Также они  выполняли обязанностицеремониймейстеров при дворах королей и крупных феодалов, былираспорядителями на торжествах и рыцарских турнирах,  следили засоблюдением кодекса турнира, называли имена участников, подавали знак кначалу турнира и могли остановить слишком ожесточённый бой. Кроме того,занимались составлением гербов и родословных.
Гипостиль
От греч. upostuloV (upo – под, stuloV - колонна, т.е. поддерживаемый колоннами). В архитектуре Древнего Востока большой зал храма или дворца с многочисленными колоннами.
Гирих
От  перс. girich (узел). Геометрический орнамент в мусульманском искусстве Среднего Востока IX-XVI вв. Представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звёзд посредством вариации нескольких повторяющихся элементов.
Гит
Ремень, на котором щит носился за спиной  при ходьбе.
Глоке
В средние века это круглая накидка с отверстием для головы. Самая простая форма мужского плаща.
Глосса
В испанской поэзии средних веков и Возрождения стихотворение из нескольких строф, заключительные строки которых складываются в самостоятельную строфу, выражающую главную мысль стихотворения и нередко помещаемую перед ним.
Гобелен
Изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 г. французским королем Генрихом IV. Представляет собой настенной ковер ручной работы с художественно вытканным изображением, картиной.
Гобой
От нем. Hoboe, от франц. Hautbois. Духовой инструмент, произошедший от старинных народных духовых инструментов (типа зурны). В XVI веке уже встречаются упоминания о гобое. С XVII века производятся усовершенствования гобоя.
Годендак
Фламандская алебарда с наконечником в виде соединения пикообразного острия и рубящей части.
Гойке
Клешевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове. Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас.
Голеностопник
Щиток в виде эластичного носка, служащий для укрепления и защиты голеностопного сустава.
Голлер
Короткий, облегающий фигуру жакет.
Гольбейн
Швейцарский средневековый кинжал с широким, сужающимся к острию клинком и череном расширенным в районе головки.
Горгера
Плотный воротник круглой формы, зародившийся в Испании в эпоху Возрождения.
Горельеф
От лат. relevare (поднимать). Скульптурное изображение или орнамент на плоской поверхности, при котором фигуры выступают над плоскостью более чем на половину своего объёма.
Горн
От нем. Horn (рог). Сигнальный духовой инструмент, применявшийся приемущественно на охоте и при военных действиях.
Горнило
В старое время печь для накаливания и переплавки металлов, для обжига керамических изделий.
Горница
Устаревшее название комнаты (преимущественно в верхнем этаже дома).
Гребень
Элемент  на вершине шлема в виде плоского или жгутообразного выступа, несущий защитные функции, а также имеющий декоративное значение.
Гризетка
Происходит от названия платья из серой шерстяной материи - традиционной одежды белошвеек. Во Франции и особенно в Париже XIX в. название молодых девушек - модисток, белошвеек, хористок, мастериц - отличавшихся живостью и свободой нравов.
Гротеск
От фр. grotesque (причудливый, затейливый). Орнаментальный мотив, распространённый в эпоху Возрождения. Представляет собой причудливое сочетание всевозможных орнаментальных завитков, гирлянд, ваз, масок, архитектурных элементов, растений, животных, человеческих фигур, фантастических существ. Источником гротеска послужили фрагменты античных росписей, которые сохранились в развалинах Древнего Рима, частично засыпанных землёй и потому называвшихся в Италии "гротами".
Грум
От  англ. groom (конюх). Слуга, сопровождающий верхом всадника или едущий на козлах или на запятках экипажа. Также этим словом называли
 мальчика-лакея.
Гугель
Капюшон, переходящий в воротник, который покрывает плечи. Был элементом мужской моды во второй половине XIV века и типичен для готического модного силуэта.
Дага
Холодное оружие с длинным, прямым клинком. Является кинжалом для левой руки, который обычно использовался в комбинациях со шпагой или рапирой.
Дагасса
Европейский боевой нож, служащий для пробивания доспеха, с прямым обоюдоострым, сужающимся к острию клинком.
Далматика
Верхняя одежда, появившаяся в Риме в эпоху поздней империи. Представляла собой длинную узкую тунику из плотных тканей с широкими рукавами. Была распространена в Западной Европе в эпоху Каролингов.
Дарда
Европейское копье для пешего боя.
Дворец
В раннесредневековой Европе дворцы входили в комплекс крепостных сооружений. Позднее постепенно обособились в самостоятельные постройки, отличавшиеся богатством декора. В эпоху Возрождения в Европе сложился новый тип городского дворца - палаццо. В XV-XVI вв. сформировался более репрезентативный тип дворца (королевский, императорский, царский). Дворцовые комплексы, занимавшие нередко целый квартал и включавшие обширные парки, доминировали над окружающим пространством (Версаль, Лувр, Эскориал, Императорский дворец в Пекине, XV в.). Характерной чертой композиции дворца стала анфилада, объединявшая большое количество помещений, а также парадный двор - курдонер. С середины XIX в. сооружаются крупные, часто роскошно отделанные дворцы общественного назначения.
Двууголка
Официальный головной убор, представлял собой шляпу из темного фетра, велюра в форме лодочки, украшавшуюся кокардой. Наобольшее распостранение приобрел в XVIII-XIX веках.
Дезабилье
От фран. déshabillé (дезабилье, раздетый). Элегантный домашний или утренний костюм, был особенно распостранен в XVIII веке. Быть в дезабилье - быть не вполне одетой.
Дезарконнер
Боевые вилы, предназначенные для стаскивания всадника с коня. Также этот трезубец имел складные боковые  острия-защелки и  при попадании шеи или руки противника между зубьями острия трезубца защелкивались.
Декольте
Вырез у шеи на платье, который в разные времена принимал самые разнообразные формы, по нему можно составить представление о нравах, царящих в обществе. Например, в эпоху раннего средневековья - суровую эпоху - декольте было вообще запрещено, но во времена бургундской моды
(XIV-XV вв.) появляется не только на груди, но и на спине. В легкомысленном XVIII столетии платья, как правило, были декольтированными, правда, иногда вырез прикрывали кружевом или легкой воздушной тканью.
Десюдепорт
От франц. dessus de porte - над дверью. Панно, расположенное над дверью
(обычно живописное или скульптурное). Десюдепорты широко применялись в отделке парадных интерьеров в Европе XVII-XVIII вв.
Джуббоне
В Италии конца XV - начала XVI вв. верхняя мужская одежда с большим количеством сборок, придававших фигуре мощь.
Диадема
Головная повязка древнегреческих жрецов. Символ царской власти в среднии века. В Западной Европе в средние века диадема представляла собой металлический обруч, часто из отдельных золотых пластин, скреплённых петлями. Пластины украшались эмалью, драгоценными камнями, жемчугом. Позже диадему сменила корона.
Дивертисмент
От франц. divertissement (развлечение, увеселение). Один из жанров ансамблево-инструментальной музыки XVII-XVIII вв., представляющий собой сюиту весёлого, оживлённого, иногда развлекательного характера.
Дильж
Защита для ног, использовавшаяся у рыцарей в странах Европы.
Дильже
Элемент доспеха в виде ребристых щитков для защиты бедер.
Диплодий
Верхняя часть хитона, отогнутая до талии. Был распостранен в VIII-II вв. до н. э. в Древней Греции.
Дипломат
В XIX в. простое полуприлегающее дамское двубортное пальто.
Дискант
От лат. discantus (dis- - приставка, означающая разделение, разъединение, расчленение + cantus - песня). Форма средневекового двухголосного пения.
Дифирамб
Песнь восторженного характера, один из видов торжественной лирики в древнегреческой поэзии. Эта форма послужила исходным пунктом для возникновения трагедии. Впоследствии дифирамб превратился в близкий к гимну и оде литературный жанр.
Догалине
В Италии XV века мужская одежда для особо торжественных случаев на меху, чаще всего куньем, с широкими рукавами, которые откидывали на плечи, показывая красоту меха, и прикрепляли к плечу.
Доломан
Гусарский мундир, у которого грудь, спинные швы, рукава и горловина расшиты шнуром. В XVII в. введен в войсках Западной Европы, в 1741 г. появился в русской армии. За время его существования менялись покрой, количество нагрудных нашивок, количество и форма пуговиц. Был упразднен в 1917 г. , когда упразднили гусарские полки. Кроме того, во Франции в XIX в. так называлась короткая (до талии) суконная куртка со стоячим воротником, которую в 1878 г. вытеснило пальто дипломат.
Дольмен
Погребальное или культовое сооружение эпохи бронзы и раннего железного века. Наиболее распространённый вид - закрытый каменный ящик из четырёх вертикальных плит, перекрытых плитой из гранита или известняка.
Домино
Первоначально - широкий воротник монашеской одежды с капюшоном, закрывающий голову, шею и частично плечи от непогоды.
Домра
Русский щипковый инструмент. Домра применялась народными музыкантами-скоморохами. Стала выходить из употребления во второй половине XVIII века.
Донжон
От dominio - башня господина. Отдельно стоящая башня средневекового замка, круглая или четырёхугольная в плане, расположенная в самом неприступном месте и служившая последним убежищем защитникам замка. Вход в башню находился на втором ярусе, попасть внутрь можно было только по приставной лестнице. Донжон включал все необходимые помещения: склады, арсенал, жилые комнаты, рыцарский зал.
Доспех белый
Первые и ранние полные латы конца XIV-начала XV веков.
Доспех боевой
Доспех, предназначенный для защиты во время военных действий.
Дублет
Во времена позднего средневековья узкая одежда типа куртки из белого полотна или шерстяной ткани на подкладке, носилась поверх рубашки. В холодное время носили дублет на меху, который назывался пелис. В XVI в. дублет - плотно облегающая фигуру куртка с длинными рукавами или без них, подобная французскому камизопю. Дублет делали на стеганой ватной подкладке. В 30-40-х гг. его украшают вышивками, продольными разрезами, которые скреплялись небольшими пряжками (иногда с драгоценными камнями). В конце XVI в. у дублета, подобно пурпуэну, появляется громадное "брюхо" - пескоуд. Это делает его таким громоздким, что в нем нельзя было нагнуться. Носили дублет с большим воротником раф. В XVII в. дублет имеет гладкие узкие рукава без стеганой подкладки, раф заменяется на отложной воротник, украшенный кружевом. Кружево пришивается на дублет. Теперь это длинная, облегающая фигуру украшенная разрезами одежда с высоким воротником-стойкой, что заставляло держать голову, высоко откинув ее назад. Со стойкой носили большой, обшитый кружевом отложной воротник. В 60-е гг. XVII в. короткий дублет был заменен коутом.
Дудка
Общее название народных инструментов семейства продольных флейт - сопели и свирели. Типового русского музыкального инструмента "дудка" не существует.
Дуиетт
В XIX в. женская верхняя стеганая одежда на вате или на меховой подкладке, отделанная мехом или лебяжьим пухом.
Дупсинг
Тип кушака для ношения меча в XIII веке, который повязывается низко поверх воинского плаща или кольчуги. Во второй половине XIV века этот широкий пояс пышно декорируется золотом и надевается на пальто, облегающее все тело и часть бедер. К этому поясу может прикрепляться орудие труда, оружие, нож, сумка, а также бубенчики. Позднее он уже не является отдельной частью одежды, а как позумент нашивается прямо на вамс.
Дыхало
Часть забрала с отверстиями, через которые осуществлялось дыхание.
Егерь
Воин легкой пехоты и легкой кавалерии в европейских и русской армиях XVIII–XIX вв. До середины XIX в. егерьские подразделения формировались из лучших стрелков.
Еловец
Красный флажок на вершине шлема. Мог изготавливаться из кожи или ткани (сукна).
Ендова
Большой сосуд из дерева, меди или позолоченного серебра, существовавший в средневековой Руси. Имел округлую форму с широким устьем. Ендову использовали во время пиров для разлива жидкостей в меньшие сосуды. Ендова могла украшаться росписью, резьбой и т.п.
Епанча
Существовавшие в эпоху Возрождения суконные или валяные плащи. Могли быть исполненны с отделкой в виде драгоценных пуговиц, кружева или вставок в виде золотых строчек. С конца XVIII века получила название "плащ" и была введена в армейскую форму Петром I. В женской моде также известна с древних времен, а в XVIII-XIX века имела вид плаща до пояса без рукавов.
Ермолка
В XIX веке небольшая шапочка без полей, носившаяся в сочетании с халатом. Могла быть любой формы и цвета. В религиозной среде такую шапочку носили католические священнослужители. Цвет ермолки в этом случаи указывал сан.
Жабо
Отделка, как правило верхней части изделия, спускающаяся от горловины вниз по груди, и выполненная из ткани или кружева. Впервые жабо появилось в европейском костюме в 17 в.
Жавель
Слово происходит от французского eau de Javelle, чтоозначат "ода Жавеля" Она была названа по имени деревни вблизи Парижа, в которой находилась фабрика,изготовлявшая этот раствор с 1792 г.
Жавель - это раствор белильной извести,  употреблявшаяся тогда  для беления тканей и при стирке.
Жак
Узкая, короткая мужская одежда с короткими или длинными рукавами 13-15 веков.
Жакет
Жакет появился в период средневековья, в эпоху царствования бургундской моды.  Он представлял из себя короткую курту,  прилаженную по талии при помощи пояса, расширенную книзу. У горловины жакет имел стоячий воротник, а крой  рукавов зачастую варьировался.  С течением времени, жакет превратился в короткий однобортный сюртук.
Жарретьер
Жарретьер представляли собой мужские широкие подвязки с бахромой, на которых держались чулки. Существовали они, и получили широкое распостранение приемущественно во Франции 17 века.  
Жбан
Происходит от старинного слова "чьбанъ" - чан, котёл, бочка. Представлял собой сосуд, в виде кувшина с крышкой.
Жиго
Представляли собой рукава, которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти руки. Именно они часто сопутствовали мужским жакетам 13-15 веков. Часто в них делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава спускались вдоль тела, в виде декоративной детали.
Жилет
Жилет, изначально был одеждой, которая носилась под камзолом. Кроме того, до 18 века он также имел с ним сходство, а именно: наличие рукавов, полы, приталенный крой и аналогичность ткани. И только в 18 веке он укорачивается, у него исчезают полы, рукава. Меняется ткань из которой он изготавливается, он начинает украшаться вышевкой и пуговицами.  До 18 века, жилет могли носить дома вместо халата, а вот  более поздние времена он стал модной и неотъемлемой частью мужского гардероба. В эпоху Французской революции он шьется из шелка и бархата и украшается вышивкой, а вот в эпоху бидермейер он делается из тех же материй, что и дамские платья, а именно, с рисунком в цветочек, в полоску и в клетку.
Жипп
Узкий жилет в 11-12 веках. Он подчеркивал формы тела и поддерживал грудь. По краям обычно отделывался галуном и вышивкой. Жипп надевался на блио. Как правило,носили его с богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.
Жирандоль

Выполнен в виде  подсвечника на несколько свечей, расположенных по кругу. Жирандоли могли быть каминные или настольные. Они использовались для освещения парадных залов дворцового типа.

Жонглёр
Слово происходит от французского  "jongleur" - балагурить, шутить. Как одно из значений - бродячий певец, музыкант, актёр-декламатор, фокусник, акробат-канатоходец, дрессировщик медведей и обезьян, рассказчик героических поэм в средневековой Франции.
Журнад
Кафтан в 15-16 веках, с длинными рукавами, который можно было носить, не вдевая руки в рукава.
Журфикс
Происходит от французского jour fixe - фиксированный, определённый день. Означает приём гостей в заранее установленный день недели.
Жюстокор

Длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими рукавами и карманами. В 60-х гг. 17 века по указанию Людовика XIV появляется так называемый "жюстокор по привилегии": Например - синий на красной подкладке, расшитый серебром и золотом, который имели право носить только члены королевской семьи, включая самого короля. В дальнейшем Людовик XIV использовал покрой жюстокора для военной формы. Различия в цвете, отделке, покрое указывали род войск. В 70-х гг рукава жюстокора удлиняются и дополняются отложными манжетами, из-под которых выпускались кружевные рукава рубашки. Верх жюстокора оставался не застегнутым, и на него выпускалось кружевное жабо рубашки. Когда кружевной воротник выходит из моды, его заменяет галстук с кружевными концами.
В 80-е гг. жюстокоры начинают делать из вошедшей в моду полосатой ткани;их украшают золотым позументом и большим количеством пуговиц. В течение ближайших лет фасон жюстокора часто меняется его приталивают еще больше, расширяют в боках с помощью складок, носят не застегнутым. На карманах меняют вид и расположение фигурных клапанов. Зимние жюстокоры шьют на меху.
Начиная с середины 18 в. жюстокор с эполетом (пучок лент) на правом плече появляется в женском охотничьем костюме. Его перетягивают в талии шарфом, носят с широкой распашной юбкой и шляпой, украшенной страусовыми перьями.
Во второй половине 18 в. жюстокор представляет собой длинный кафтан с узкими плечами, без воротника, плотно облегающий фигуру. В боковых швах имеет по пяти-шести складок-фалд, сзади разрез с фальшивой застежкой. В этом своем виде он получает название "аби".
В начале 19 в. название "аби" переносится на фрак и сохраняется во Франции до настоящего времени.

Забрало
Стальная пластина, защищавшая лицо на европейских шлемах XIV— XVII вв. 
Впервые появилась на шлемах басинэ. Оно состояло из одной детали и могло смещаться на верхней или боковой петле, либо было съемным на штырях. Наиболее развитую форму забрало получило на шлемах армэ. Оно имело две части: верхнюю со смотровой щелью и нижнюю с вентиляционными отверстиями. 
Загнетка
Углубление в шестке русской печи, обычно в левой его части, куда сгребаются горячие угли или шесток - площадка перед устьем русской печи.
Залп
1) порядок ведения огня, при котором выстрелы (пуски) из нескольких орудий,производятся одновременно или в кратчайший промежуток времени.
2) условная единица измерения огневых возможностей или суммарной массы боеприпасов всего боевого вооружения

Зальный храм
Вытянутый в плане храм с нефами равной высоты, либо с несколько более высоким (но без окон) средним нефом (т.н. псевдобазилика), а также однонефный храм без трансепта. Типичны готические северо-немецкие, чешские и польские зальные храмы XIII - нач. XVI вв. (костел девы Марии в Гданьске).
Замковый камень
Клинообразный камень или кирпич в вершине свода или арки. Часто имеет орнаментальную или скульптурную обработку. Иногда превращается в декоративную деталь, украшающую арки и плоские перемычки.
Замок
Укрепленное жилище феодала. Ранние замки имели суровый облик благодаря глухим мощным стенам, рассчитанным на длительную оборону. С переходом к тактике активной обороны на стенах и башнях появляются машикули для навесной стрельбы. В XIII - XVI вв. замки превращаются в сложные комплексы оборонительных, жилых, культовых и хозяйственных сооружений, образующие целостные ансамбли. Их облик обогащается аркадными галереями (главным образом во внутренних дворах), эркерами, многообразными башнями с нарядными завершениями. С развитием артиллерии замок утрачивает значение крепости, в его композиции главную роль начинает играть дворцовое здание. Признаки замковой архитектуры сохраняются, но отделка башен, зубчатых стен с бойницами приобретает все более декоративный характер. В дальнейшем замки вытесняются городскими и загородными дворцово-парковыми комплексами.
Замша
Мягкая кожа, выделанная дублением и пропиткой жирами из шкур телят, 
коз и оленей, имеет бархатистый вид, образуемый вспушенными волоконцами сетчатого слоя кожи
Западня
Подполье, погреб или горизонтальная подъемная дверь над лестницей, ведущей в подполье, в погреб, а также на чердак.
Запока
В 10-13 вв. на Руси женская одежда, представляющая собой прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам, с отверстием для головы, короче рубахи. Всегда подпоясывалась.

Запон
Традиционный женский передник у народов Восточной Европы.
Затвор
Устройство в огнестрельном казнозарядном оружии, предназначенное для досылания патрона (артиллерийского выстрела) в патронник (камору), запирания и отпирания канала ствола, производства выстрела и выбрасывания гильзы.

Затрапез
Дешевая плотная полосатая ткань, подобная тику, употреблявшаяся в старину для шитья грубой одежды. Или  будничное домашнее платье из затрапеза.
Защипы
Мелкие складочки, строчатся шириной 0,1 см. На изделии располагаются группами, используются как отделка для блузок, платьев и т.п. Защипки шире 3 мм называют складочками.
Звонница
Надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные - в виде стены с проемами столпообразные - башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, - восьмигранным, реже - девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа - прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен
Зерцало
Русский оборонительный доспех XVI—XVII вв., состоявший из отдельных стальных пластин.
Зефир
Хлопчатобумажная ткань, используемая, главным образом, при шитье мужских сорочек. Первоначально на Руси высший сорт гребенной (овечьей) шерсти; легкая прозрачная шерстяная ткань.
Зиккурат
В архитектуре Древней Месопотамии культовая ярусная башня. Зиккураты имели 3-7 ярусов в форме усеченных пирамид или параллелепипедов из кирпича-сырца, соединявшихся лестницами и пологими подъемами – пандусами.

Зимарра
Мужская и женская верхняя одежда до колен, с застежкой спереди, без рукавов или с короткими буфами, с большим меховым воротником. Шилась из шелка в крупный рисунок или из бархата на меховой или шелковой подкладке. Была модной в 16 в., в Европу пришла из Турции. Аналог французского марлота. Сейчас в Италии и Испании так называют длинное и широкое одеяние чиновников.
Зиндельбиндер
Род тюрбана в средневековой Европе; полоски ткани, прикреплявшиеся к мужским шляпам в 15 в.: они спускались вдоль щек на плечи, украшались бахромой и разрезами.
Зурна
Происходит от тур. zurna, от перс. сурна, сурнай, букв. — праздничная флейта.Духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Близок к гобою. Распространён в Армении, Грузии, Азербайджане, Дагестане (под назв. сурнай), в Узбекистане, Таджикистане и странах зарубежного Востока.