Николас Кульпепер - Руководство по изготовлению сиропов и заготовок

Николас Кульпепер - известный астролог, травник и врач XVII столетия.

Краткая биография: Николас Кульпепер родился 18 октября 1616 (по старому стилю), а за 13 дней до этого умер его отец, его преподобие Николас Кульпепер. В то время по народному поверью это считалось весьма зловещим знаком, предвещающим незавидную долю. За несколько месяцев до своей смерти отец Кульпепера стал владельцем Окли Мэнор в графстве Суррей, но с его смертью поместье перешло в другие руки. Мать привезла маленького Николаса в Исфилд, графство Суссекс, в дом своей семьи, где и прошло его детство. Очень большое влияние на воспитание мальчика оказал его дед по материнской линии преподобный Вильям Аттерсол, который в то время служил священником в церкви св. Маргариты в Исфилде, и по своим воззрениям склонялся к пуританству. Поэтому он не только научил внука латыни и греческому, но и привил ему неуважение к короне и приверженность пуританскому вероисповеданию.

Преподобный Аттерсол был весьма образованным священником и владельцем большой и не совсем обычной для священнослужителя библиотеки. Уже в десять лет Кульпепер стал украдкой брать книги из библиотеки деда. Как позже вспоминал сам Кульпепер, его очень впечатлила "Защита юдициальной астрологии" сэра Кристофера Хейдона, а "Анатомию человеческого тела" он стащил из библиотеки и тайком рассматривал, спрятавшись на сеновале. Возможно, именно тогда у него возникла мысль стать лекарем. Еще одной книгой, которая полюбилась маленькому Николасу, был "Новый травник" Вильяма Тернера, и уже с детских лет Кульпепер хорошо разбирался в травах, произраставших в той части Суссекса. К тому же у него был хороший наставник в этом деле в лице его бабушки. Однако дед не одобрял такие занятия внука, единственное чтение, которое он дозволял, было чтение Библии: он мечтал, чтобы внук пошел по стопам своего отца, и стал священником.В 1632 году, в возрасте шестнадцати лет, Кульпепер, по желанию матери и деда, попадает в Кембриджский Университет для изучения теологии. Однако сам Кульпепер стал, вместо теологии, посещать лекции по классическим языкам, анатомии и "materia medica" [т.е. лекарственные вещества] Галена и Гиппократа. Он никогда не воспринимал всерьез занятия теологией и очень горевал о том, что не может заменить изучение теологии изучением медицины. Это был особый период в истории Англии, когда вопросы религии стояли очень остро, более того, как раз во время учебы Кульпепера в Кембридже ситуация особенно накалилась. Архиепископ Кентерберийский, Вильям Лод, решил ужесточить требования к моральному облику и поведению студентов. Николас же большую часть времени проводил в тавернах, играл в теннис и шары, плавал в реке Кем, более того, приобрел новомодную по тем временам привычку курить. В общем, он вылетел из университета, не только не став священником, но и закрыв себе официальный путь к получению степени доктора медицины. Помимо этого, уход Кульпепера из университета был связан с весьма трагической историей.
Николас решил жениться на Джудит Риверс, которую он знал еще с детства. Их отношения развивались незаметно для обоих респектабельных семейств, Николас и Джудит болезненно переживали разлуку, связанную с учебой Кульпепера в Кембридже. Зная, что семья Джудит не даст согласия на брак, они решили бежать. Они планировали встретиться возле Льюиса, тайно обвенчаться, а затем жить в Нидерландах, пока не закончится семейная вражда. Однако, по пути в Льюис в карету Джудит ударила молния, и Джудит погибла. Это трагическое событие стало поворотной точкой в жизни Кульпепера. Он погрузился в глубокую меланхолию, и долгое время вел жизнь затворника. Его мать тоже была глубоко поражена случившимся, и вскоре после этого умерла, так и не оправившись от шока. Дед Кульпепера был крайне разгневан на внука за то, что тот оставил изучение теологии, да еще в такой форме, и, в конце концов, Николас был изгнан из семьи своей матери. После такого он уже не мог вернуться в университет ни для изучения теологии, ни для изучения медицины. Официально карьера священника и карьера доктора были для него закрыты. Но именно дед подал Николасу идею стать аптекарем. Кульпепер стал учеником Фрэнсиса Дрейка, но только не знаменитого мореплавателя и пирата, а скромного аптекаря. Частью его учебы были походы за травами вместе с самим Томасом Джонсоном, советником Общества Аптекарей и редактором "Нового раширенного травника", которым, кстати, пользовалась и бабушка Кульпепера. Николас взялся за изучение аптекарского дела с большим энтузиазмом и очень быстро стал в нем настолько сведущ, что после смерти своего патрона взял дело в свои руки.

Однажды, в ноябре 1635 года, Кульпепер посетил Вильяма Лилли. Лилли предложил обучить его астрологии и при прощании дал Кульпеперу эфемериды на 1636-40 годы и астрологические афоризмы для врачей. Николас принял предложение Лилли. Кульпепер был очарован астрологией, а особенно возможностью связать астрологию и медицину. Его великолепное знание греческого и латыни помогло и в изучении астрологии, и в изучении медицины.

В 1640 году в возрасте 24 лет Кульпепер вступил в брак с Элис Филд, отца которой он излечил от подагры. Николас получил за ней достаточно большое приданое, чтобы построить собственный дом на улице Ред Лайон в Спиталфилдсе (теперь это место находится в Лондоне, в Ист Энде). Там он открыл собственную практику в качестве астролога и фитотерапевта и вскоре приобрел широкую известность среди бедного люда тех мест: он помогал беднякам либо бесплатно, либо за более чем умеренную плату, особенно по сравнению с расценками официальных докторов. Он никому не отказывал в помощи, а потому принимал до сорока пациентов в день. Его известность вскоре начала привлекать учеников, среди них оказался и Вильям Ривс, ставший не только учеником, но и секретарем Кульпепера. Позже oн написал биографию учителя "Жизнь восхитительного врача и астролога нашего времени, мистера Николаса Кульпепера".

Благодаря знанию классических языков, Кульпепер мог самостоятельно изучать медицину, но путь к получению докторской степени и лицензии врача был в то время для него закрыт, официально он оставался простым аптекарем. Его деятельность вызывала лишь презрение у членов Королевского Колледжа Врачей, официальной организации, объединявшей докторов медицины, к нему относились как к недоучке. К тому же, в то время доктор был обычно достаточно респектабельным господином, его услуги стоили очень дорого. Кульпепер же, живший среди бедняков и лечивший простолюдинов, выглядел как бы ненастоящим лекарем, почти шарлатаном. Когда же он начал нападать на медицинский истеблишмент с обвинениями в алчности, невежестве и лицемерии, он превратился в первого врага Колледжа, а это уже грозило Кульпеперу нешуточными неприятностями. Колледж был достаточно могущественной организацией, имевшей крепкие связи при дворе. К тому же, к занятиям астрологией и нелицензированной медицинской практике добавлялись еще и нескрываемые антимонархические убеждения Кульпепера. И он, скорее всего, окончил бы свои дни в тюрьме, но началась Гражданская Война, Парламент пошел войной на своего короля. В 1642 году Кульпепер в качестве добровольца участвовал в сражении при Эджхилле на стороне Парламента. Он намеревался биться в первых рядах, но его записали в полевые хирурги. Перед сражением он проштудировал книги по хирургии, а по пути на поле боя успел собрать необходимые травы. В 1643 он получил задание набрать отряд добровольцев, Кульпепер отправился в Лондон и собрал отряд в шестьдесят человек для сражения при Рединге, для той самой осады Рединга, об исходе которой Вильям Лилли сделал одно из своих блестящих предсказаний. Во время сражения Кульпепер был ранен в левое плечо шальной пулей.

Победа Парламента в Гражданской Войне открыла для Кульпепера новые возможности. Фактическая отмена цензуры сделала возможным публикацию его работ, да и влияние Колледжа заметно уменьшилось. Кульпепер очень хотел сделать лечение травами доступным для всех, и, прежде всего, для бедняков, которые не могли позволить себе обратиться к врачу. Поэтому в 1649 году он публикует свой перевод на английский "Pharmacopoeia Londonesis" Королевского Колледжа Врачей под названием "Врачебное руководство, или перевод лондонской аптеки", в которой он сам писал:

"Я пишу для печати перевод врачебной книги о лекарствах с латыни на английский для того, чтобы мои соотечественники и аптекари могли понять, что доктора пишут на своих рецептах. До сего времени они и превращали лекарство в заговорщицкую тайну, выписывая рецепты на таинственной латыни, дабы скрыть невежество и произвести впечатление на пациента. Они желают сохранить свои книги в тайне, чтобы они не стали всем известны..."

Эта книга сильно разгневала Колледж, который в своем периодическом издании "Mercurius Pragmaticus" отозвался о переводе Кульпепера так:

"Pharmacopoeia была переведена на английский (премерзостно) неким Николасом Кульпепером, достигшим определенной степени независимости, замарашливости и перекрещенства, причислившим себя к школе Джона Гудвина (всех неверующих) с улицы Коулмен, после того, как тот стал ищущим признания издателем манифестов, и теперь достиг вершины абсолютного атеизма. В результате двухлетнего пьяного труда, превратил аптекарскую книгу в полную галиматью, смешав в ней каждый рецепт с крупицами распоследнего бунтарства или атеизма, не говоря уже об угрозе отравления людей. И (чтобы возместить свое пьянство и разврат тридцатишиллинговой наградой) пытавшийся возвести хулу на славные Общества Аптекарей и Хирургов".

Возможно, больше чем сам факт перевода, Колледж разгневало то, что Кульпепер добавил свои комментарии об использовании и действии каждого лекарства.

В 1651 году Кульпепер публикует "Semeiotica Uranica, или астрологическое суждение о болезнях" и Руководство для акушерок, или руководство для женщин при зачатии, вынашивании и вскармливании детей". Последняя тема была для него вполне актуальна, за четырнадцать лет брака у него появилось семь детей, но только одна дочь Мэри пережила его.

В 1652 он переводит с латыни на английский "Искусство врачевания" Галена, и в том же году публикует "Catastrophe Magnatum, или падение монархии", работу по мунданной астрологии, в основном посвященную толкованию солнечного затмения 29 марта 1652 года. Как видно из названия, Кульпепер считал, что это затмение должно возвестить падение монархии. Но он имел в виду не просто монархию в Англии: Карл I к тому времени уже был обезглавлен, и страной правил Парламент. Кульпепер говорил о падении монархии вообще, как формы правления, он писал: "Грядет пятая монархия, но Он не шотландец и не англичанин". То есть Кульпепер, как и многие пуритане того времени, был сторонником хилиазма, раннехристианского еретического учения, утверждавшего, что второе пришествие Христа и Царствие Божие наступит на Земле еще до конца света. Это учение поддерживалось некоторыми средневековыми сектами и стало особенно распространено с началом эпохи Реформации. Протестанты воспринимали католицизм как ересь, как искажение изначального христианства, а Папу считали антихристом, временно занявшим трон Христа, поэтому Реформация в их глазах и являлась последней битвой между добром и злом. Аналогично понималось и монархическое правление, только место Папы занимал король (позднее этой идеей будут одержимы наши декабристы), поэтому считалось необходимым отобрать власть у человека, чтобы передать ее Христу, который и установит пятую мировую монархию, став не только небесным, но и земным правителем всего мира, а место знати должны были занять святые и праведники. Но предсказание Кульпепера не сбылось, более того, как бы в насмешку над ним, на следующий год Кромвель стал единоличным правителем, установив жесткую диктатуру. Правда он утверждал, что занял трон лишь на время, чтобы хранить его и передать Христу, как только Он придет, но передал престол не Христу, а своему сыну. Последний же мало подходил на роль монарха, и был вынужден вернуть трон Стюартам. Таким образом, монархия не пала, но восстановилась и существует и по сей день,

5 сентября 1653 года Кульпепер закончил, пожалуй, самую главную книгу своей жизни "Английский лекарь, или астролого-медицинский трактат о широко распространенных в этой стране растениях". Это большой травник, в котором для каждого растения указаны его внешний вид, место произрастания, время цветения и плодоношения и, конечно, его лечебные свойства. При этом для каждого растения приведена символическая связь с планетами и знаками Зодиака (а также гумором и темпераментом). В обращении к своей жене в этой книге Кульпепер написал: "...и благодаря этой книге слава моя будет сохраняться и увеличиваться, хотя период моей жизни и стараний подходит к концу, и я должен попрощаться со всеми вещами под Солнцем". И в том, и в другом он оказался совершенно прав. "Английский лекарь" и поныне остается самым популярным и авторитетным травником в англоязычных странах, а благодаря ему оказались незабытыми и имя Кульпепера, и его астрологические занятия. А немногим позднее выхода этой книги, 10 января 1654 года, Кульпепер мирно скончался в своем доме, в окружении своих близких, в возрасте 38 лет. В последние годы жизни его здоровье сильно ухудшилось, рана, полученная при осаде Рединга, вызвала туберкулез, который вкупе с напряженной работой превратил его, по словам очевидцев, в скелет обтянутый кожей.

После смерти Кульпепера осталось много работ, неопубликованных при его жизни. Его вдова написала: "Мой муж оставил мне семьдесят девять своих сочинений и переводов". Это были как новые книги, так и улучшенные и дополненные варианты опубликованных ранее работ, поэтому для перевода "Астрологического суждения о болезнях по декумбитурам" я пользовался текстом посмертного издания 1655 года, которое подготовил сам Кульпепер, но так и не успел опубликовать.

Одна из самых интересных - "Трактат об Aurum Potabile, являющийся описанием тройного мира: элементарного, небесного и интеллектуального, содержащий знания, необходимые для изучения Герметической Философии". В ней он разъясняет, как через "изучение элементов и планет в свете истинной философии" можно получить "питьевое золото". Кульпепер не раз упоминал о "питьевом золоте", как о самом совершенном и всеисцеляющем лекарстве и в других своих книгах, но, по-видимому, он не предпринимал попыток получить его на практике, во всяком случае, нет никаких свидетельств его практических занятий алхимией. В то время в Англии, да и в континентальной Европе, алхимия была весьма популярна, но тогда же появилась специфическая формулировка "он хорошо разбирается в алхимии, но не практикует ее". Алхимия стала превращаться из практической дисциплины в сугубо спекулятивную, появились новые прочтения, свежие взгляды, она была очищена от дремучих суеверий... Через триста лет все объяснил Юнг, подвел глубокую научную базу, но золота не получил.

Руководство по изготовлению сиропов и заготовок

В разных местах данного трактата, я обещал тебе рассказать способы приготовления сиропов, заготовок разного рода, масел, мазей и т. п. из трав, корней, цветов и т. д. Основываясь на чем, ты сможешь в дальнейшем заготовить их для себя в любое время, да так, что что даже ученые мужи не смогут сделать этого лучше. Теперь, я перехожу к выполнению своего обещания.

Все изложено систематично. Я разделил руководство на два больших раздела и в каждом из них будет по несколько глав, таким образом ты сможешь спокойно изучить их.

Первый раздел.

О сборе, сушке и хранение простых составляющих и их соках. О листьях трав, деревьев, цветах, семенах, корнях, коре и соках.

Второй раздел.

Об изготовление и хранение сложных веществ. О дистиллированной воде, сиропах, пилюлях, отварах, маслах, настойках, заготовках, микстурах от кашля, мазях, пластырях, припарках, таблетках, а также о подборе медикаментов при разного рода расстройствах.

О листьях растений и деревьев.

1.   Листья следует собирать только свежие, они должны быть сочные и иметь насыщенный зеленый цвет. Аккуратно сорви их и отбери те, которые каким-либо образом поражены, так как они будут вызывать гниение.  Таким образом, одна такая пригоршня будет ценнее, чем десять тех, которые были куплены в лавке лекарственных растений.

2.Затем, учти, что для сбора листьев, необходимо отдавать предпочтение тем местам, которые соответствуют естественным местам обитания собираемых растений. Например, Буквицу лучше собирать в тенистых местах, чем солнечных, так как это растение любит тень. Также следует поступать с теми растениями, которые любят влагу – наилучшее место для их сбора – это близь воды, хотя они также растут и на сухой земле. В этом трактате я расскажу тебе, где следует собирать каждое растение.

3.Листья тех растений, которые дают семена, не столь хороши для сбора в то время когда они цветут, чем во время до этого (некоторые из них мы уже рассматривали, а именно те растения, которые не используются никогда или крайне редко). В тех случаях, когда по невежеству ты их не узнал или по небрежности забыл, тебе следует взять их верхушку или цветы, а не сами листья.

4. Затем, хорошенько высуши их на солнце, а не в тени, как говорят доктора, которые полагают, что солнце извлекает силу из трав; как например происходит с сеном, согласно тому же правилу. Однако, опыт любого фермера может развеять эту нелепость.

5.Вот, что говорят мастера астрологии и с чем я согласен: пусть планета, которая управляет растением будет находиться в углу и чем сильнее ее положение, тем лучше. Например, если растение соотносится с Сатурном, то пусть он будет на ASC, если с Марсом, то пусть тот будет в середине небес или в том доме, в котором он наслаждается. Пусть Луна будет созерцать эту планету хорошим аспектом и пусть она не будет находиться не в одном из враждебных ей домов. Если ты, не можешь ждать до того момента, пока она не присоединиться к управителю растения, то пусть она будет в соединении с планетой того же триплицитета. Если ты не можешь ждать ни того, ни другого, тогда пусть она будет соединена с неподвижной звездой, природы той планеты.

6.После того, как они хорошо просушились, сложи их в бумагу и зашей ее сверху, как мешок. Затем спрессуй его, но не слишком сильно и храни в сухом месте близь огня.

7. Относительно срока годности трав, а именно до какого момента их стоит употреблять, следует учесть следующее:  а) те растения, которые произрастают на сухой земле, будут сохраняться значительно лучше, чем те, которые произрастают на влажной.  б) сочные растения хранятся менее долго, чем более сухие. в) те растения, которые хорошо были высушены, будут храниться дольше, чем те растения которые были высушены плохо. Кроме того, необходимо знать признаки того, когда растение начало портиться – это потеря цвета, запаха или того и другого вместе. Если они начали портиться, это дает повод думать, что они будут также портить тела людей, которые их станут применять. г) собирай листья в час той планеты, которая управляет данным растением.

О Цветах.                                                                             

1.  Цветы, которые являются самой прекрасной частью растения, практически не используются во врачевание. Цветы, растут ежегодно и их следует собирать, как только они появятся.

2.Наилучшее время для их сбора – это час планеты, под управлением которой они находятся. Кроме того, пусть планета будет хорошо расположена, как это было описано в предыдущей главе. Необходимо выбирать то время дня, когда солнце, наиболее активно и может хорошо просушить цветы. Так что, учти, что если ты собираешь цветы или растения, когда они влажные или росистые – они не сохранятся.

3.После того, как цветы хорошо высохнут, сложи их в бумагу и храни близь огня, как я рассказывал в предыдущей главе.

4.Храни их столь долго, сколь долго они сохранят свой цвет и запах, когда один из этих показателей покинет цветок, его сила также его покинет.

О Семенах.                                                                             

1.  Семена, это та часть растения, которая снабжает их снизу жизненной силой и содержит потенциал всего растения.

2.Что касательно места, так пусть они будут собраны там, где они наиболее радуются.

3.Семена должны быть полностью спелыми при их сборе. Не забудь про упомянутую ранее небесную констелляцию, так как согласно моему опыту их сила в это время вдвое больше. Так как для любой вещи под солнцем существует свое время.

4.После того, как ты собрал сенема, подсуши их немного на солнце.

5.С ними можно быть не столь осторожным в плане хранения у огня, как было указанно в предыдущих разделах, так как семена полны духа и поэтому не столь подвергнуты порче.

6.Время их срока годности вполне ощутимо, они могут храниться долгие годы, но самое лучшее время это первый год после их сбора.

О корнях.                                                                                 

1.   Из корней следует выбирать те, которые не гнилые, не объеденны червями, а имеют хороший вкус, цвет и запах. Они не должны быть слишком мягкими или слишком жесткими.

2.Позволь мне немного покритиковать распространённое, обывательское мнение, которое состоит в том, что сок спускается вниз, в корни, осенью и поднимается вверх весной, как человек идущий в постель ночью и поднимающийся рано утром. Этот пустой разговор, который не является правдой, столь обосновался в головах не только толпы, но также и ученых людей, что избавиться от этой мысли не так просто. Я молю, пусть они ответят мне на следующие аргументы: если сок спускается внутрь корней из листьев и остается там все зиму, таким образом корни должны расти зимой. Но как учит опыт, корни не растут зимой, они растут летом. Поэтому, если ты посадишь яблочное семя весной, ты обнаружишь, что корень будет гораздо больше летом, а не следующей весной. Иначе, что делает сок в корнях все это время? Слипается? Тогда он стал бы гнилым. Правда в том, что когда солнце уходит от тропического знака Рака, соки начинают замерзать и в корнях и в ветвях, когда же оно переходит в тропический знак Козерога и восходит над нашей местностью, оно начинает пребывать, становится жарче и соки начинают свое движение.

3.Лучшее время для сбора корней это сухая погода, так как в этом случае они меньше содержат в себе влаги.

4.Мягкие корни, лучше просушить на солнце или подвесить их  у камина, на веревке. Более жесткие корни, можно сушить в любом месте.

5.Большие корни храниться дольше, чем маленькие. Большинство из них будет храниться год.

6.Мягкие корни всегда лучше хранить близь огня – это общее правило. Если в зимнее время, ты обнаружишь, что некоторые корни, травы или цветы набирают влагу, тогда многократно высуши их на очень мягком огне (лучше всего, проверять их раз в месяц). Однако, если тебе удобно, и ты всегда можешь хранить их близь огня, то это избавит тебя от лишней работы.

7.Бесполезно сушить корни таких растений, как Петрушка, Фенхель, Подорожник и т. д. их необходимо собирать непосредственно перед применением.

О коре.                                                                             

1. Кора, которую используют врачи в медицине, бывает следующих видов: фруктовая, кора веток и кора корней.

2.Кожура фруктов должна собираться, когда те полны семян, как например апельсины, лимоны и т. д. но так как я не использую экзотические фрукты, я пропущу эту тему.

3.Кору деревьев лучше собирать весной, если это дубы или такие же большие деревья, так как она легче снимается и если потребуется ты можешь ее легко высушить. Но несомненно, что кору лучше собирать непосредственно перед использованием.

4.Относительно коры корней: бери корни только тех растений, которые имеют рыхлую сердцевину, такие как: петрушка, фенхель и т. д. разрежь их, затем извлеки сердцевину (что достаточно легко сделать) и то, что останется и является корой, только ее ты и должен использовать.

О соках.                                                                             

1.  Соки выдавливаются из трав, когда те молодые и нежные. Его следует выдавливать из вырхушки стебля  и не много из цветка.

2.Собирать растения для заготовок сока, следует когда они сухие, в противном случае сок не будет выдавливаться. Хорошо растолки их в мелкой ступке, деревянным пестиком. Затем положи травы в холщовую сумку, на случай если сока будет мало, сильно выдави его и после, собрав, процеди сок.

3.Способ процеживания следующий: налей сок в глиняный горшок или кастрюлю и т. п. и поставь на огонь. Когда появится пена, сними с огня. Убери пену и ты получишь профильтрованный сок.

4.После того, как ты отфильтровал сок, у тебя есть два способа заготовки его на год:

а)Когда он остынет, перелей его в стакан и положи туда так много масла, чтобы оно покрывало сок сверху на толщину двух пальцев. Масло будет плавать на поверхности и предотвращать попадание воздуха. Когда ты соберёшься употребить сок, налей его в миску и если с соком попадет не много масла, ты можешь легко убрать его ложкой. Однако, учти что уже использованный сок нельзя переливать обратно в стакан, так как он распределится над маслом. Это первый способ.

б)Второй способ немного сложней. Обычно его используют для заготовки фруктовых соков. Для этого, профильтрованный сок, вари на огне (холодный изначально) до тех пор, пока он не станет густым, как мед. Обычно, он используется при болезнях ротовой полости, таких как Roba и Saba. Это то, что касается первого раздела, теперь переходим ко второму.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить